3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
«Речь – это показатель ума»
Луций Сенека
«Ненормативная лексика» – понятие несколько более широкое, чем просто нецензурная лексика (брань). Оно включает в себя и такие понятия, как «жаргон» и «сленг», которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещёнными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, но, тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи.
Употребление ненормативной лексики является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Ненормативная лексика не допускается к употреблению в общественных местах, а также в средствах массовой информации.
На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам ещё во времена царей Василия III (1479-1533гг.) и Ивана IV Грозного (1530-1584гг.). Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли подвергнуть даже порке.
Проблема в том, что искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. Нужен сильный внутренний самоконтроль, возможность выразить чувства или своё отношение к окружающей действительности иначе. В отличие от взрослых, большинство из которых отдаёт себе отчёт в том, что нецензурные выражения – это дурной тон и в большинстве своем владеют рамками словесного приличия, то подростки зачастую используют вульгарные и сленговые выражения, вообще не привязывая их к ситуации.
Простым запретом проблему сквернословия не решить. Необходимо формирование коллективного осознания культуры общения и отказ от нецензурной лексики. Важно осознать и понять каждому в отдельности, что знание бранных слов – не есть повод к их бездумному употреблению.
Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – один из шагов на пути к очищению нашего языка и души, если мы осознанно постараемся очистить свою лексику от постыдных слов.
3 февраля в Ярославском колледже культуры, в рамках классного часа, состоялся профилактический урок «Яд сквернословия».
Урок провела О.Л. Трошева – специалист библиотеки-филиала №12 им. А.П. Чехова.
Студенты познакомились с историей возникновения и распространения «нелепых глаголов», прослушали притчу «Об Эзопе и языке», просмотрели отрывки из документального фильма «Грязные слова», проанализировали психологические и социальные причины возникновения сквернословия, читали «вредные советы» о ненормативной лексике. В конце урока участники сделали вывод, что ненормативная лексика – это маркер социокультурный деградации не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.