Характеристика подготовки выпускника и
формируемые компетенции по специальности
51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность
Срок получения среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотечно-информационная деятельность в очной форме обучения на базе основного общего образования составляет 2 года 10 месяцев.
Выпускнику присваивается квалификация «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
Областью профессиональной деятельности выпускников является организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-информационных центров, ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов.
Объекты профессиональной деятельности выпускников:
— государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры;
— библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
— документные и информационные фонды;
— библиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение.
Специалист готовится к следующим видам деятельности:
Технологическая деятельность — формирование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение прикладного программного обеспечения, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек.
Организационно-управленческая деятельность — планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учетной документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; прием управленческих решений, руководство коллективом библиотеки.
Культурно-досуговая деятельность — реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки; приобщение к национальным и региональным традициям.
Информационно-аналитическая деятельность — использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности; применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных этапов информатизации библиотеки; анализ деятельности отдельных подсистем автоматизированных библиотечно-информационных систем и формулировка требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем.
Общие и профессиональные компетенции, формируемые в процессе обучения
Специалист по библиотечно-информационной деятельности должен обладать следующими общими компетенциями, включающие в себя способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Специалист по библиотечно-информационной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Организация библиотечно- информационного обслуживания
ПK 1.1. Осуществлять библиотечно-информационное обслуживание стационарное, внестационарное и дистанционное) пользователей в традиционном и автоматизированном режимах.
ПK 1.2. Осуществлять дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание пользователей детского возраста в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями, родителей и специалистов по детскому чтению.
ПК 1.3. Осуществлять планирование, учет, мониторинг и анализ библиотечно-информационного обслуживания с целью оценки его эффективности.
ПK 1.4. Осуществлять информационно-библиографическое обслуживание (стационарное, внестационарное и дистанционное) пользователей в традиционном и автоматизированном режимах.
ПК 1.5. Создавать информационные продукты различных типов и видов в традиционной, электронной и сетевой формах.
Организация библиотечного фонда и справочно-поискового аппарата библиотеки
ПK 2.1. Осуществлять формирование библиотечного фонда в традиционном и автоматизированном режимах.
ПK 2.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку печатных, электронных и сетевых удаленных документов.
ПK 2.3. Осуществлять формирование и ведение справочно-поискового аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режимах.
Организация культурно-досуговой и просветительской деятельности библиотеки
ПK 3.1. Осуществлять проектирование, организацию и проведение культурно-досуговых, просветительских и событийных мероприятий.
ПK 3.2. Применять методики публичного выступления и сценарно-постановочной работы.
Организация технологического сопровождения деятельности библиотек
ПK 4.1. Использовать автоматизированную библиотечно-информационную систему библиотеки, другие цифровые технологии и технические средства в целях библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки в стационарном и дистанционном (удалённом) режимах.
ПK 4.2. Разрабатывать предложения по организационной структуре, целевому назначению, стратегии наполнения сетевых сервисов и библиотечного сайта (портала).