Для лиц, поступающих на очное отделение на базе 9 классов
- «Слово о полку Игореве»: сюжет, герои, художественные особенности. Связь «Слова…» с устным народным творчеством.
- М.В. Ломоносов. Прославление Родины, науки, просвещения, мира в художественных произведениях поэта.
- Г.Р. Державин. Общая характеристика произведений.
- Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Значащие имена. Реалистические черты характеров. Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.
- Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.
- «Золотой век» русской поэзии – расцвет поэзии XIX века.
- В.А. Жуковский. Вклад его в русскую поэзию. Анализ одной из баллад.
- А.С. Грибоедов. «Горе от ума». История создания, система образов. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья.
- А.С. Пушкин. Творческий путь писателя. Основные темы его поэзии. Стихотворения наизусть (по выбору).
- А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания, особенности композиции, сюжет романа. Онегин и Татьяна. Онегин и Ленский.
- А.С. Пушкин. «Дубровский». Сюжетные особенности романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Судьбы героев.
- А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Герои повести. Сюжет (одна повесть по выбору поступающего).
- А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Сюжет повести и его важнейшие события. Герои исторические и вымышленные. Гринев и Пугачев. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша. Пугачев как вождь и человек. Портрет и пейзаж. Роль эпиграфов. Название и идейный смысл.
- А.С. Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Композиция поэмы.
- М.Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Основные темы его поэзии. Стихотворения наизусть (по выбору).
- М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Нравственные проблемы песни. Связь поэмы с устным народным творчеством.
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Композиция романа. Печорин. Сюжет и герои.
- Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность. Сюжет и герои. Истории, близкие народным сказам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов популярных повестей Гоголя.
- Н.В. Гоголь. «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. История создания комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. «Хлестаковщина».
- Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический характер. Патриотический пафос произведения.
- Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Замысел и композиция поэмы. Город N и его чиновники. Образы помещиков. «Лестница морального падения». Чичиков как образ нового героя эпохи. Сатирический взгляд на события и героев.
- Основные направления в литературе: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Особенности каждого направления. Представители.
- Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма.
- Жанры эпоса. Жанры лирики. Жанры драмы.
- В.А. Крылов. Особенности басен.
- В.А. Жуковский. Особенности баллад.
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя. Герои сказок. Сюжеты. Социальная острота проблематики. Художественные особенности сказок. Сатира и гротеск.
- Л.Н. Толстой. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Беспощадная критическая сила рассказа, его гуманистический пафос. Герои и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа Иван Васильевич как герой-рассказчик, контраст в раскрытии его душевного состояния и оценка им увиденного и услышанного. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ Вареньки. Полковник на балу и после бала. Предельная простота и ясность композиции произведения.
- И.С. Тургенев. Любое произведение, тема, идея, герои.
- А.П. Чехов. Особенности рассказов А.П. Чехова. Анализ одного из них по выбору.
- А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, стихотворение наизусть.
- И.А. Бунин. Один рассказ (по выбору). Идея, тема.
- А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, А.Ахматова. Жизнь, творчество, стихотворение наизусть.
- А.Т. Твардовский. Стихотворения о войне. Поэма «Василий Теркин».
- В.Шукшин, В.Распутин, В.Астафьев, А.Вампилов – писатели конца XX века. Проблема выбора как проблема творчества писателя.
- Великая Отечественная война в прозе и поэзии (стихотворения, повести, рассказы по выбору).
- Современный поэт, о котором хочу рассказать.
- Современный писатель, о котором хочу рассказать.
- Книга, о которой хочу рассказать.